5 ноября 2015 года в обходной галерее нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось открытие Патриаршего музея церковного искусства.
По приглашению Московской Патриархии в торжественной церемонии открытия Патриаршего музея принял участие президент НОПРИЗ, Народный архитектор России, академик Михаил Посохин. Напомним, что руководителем архитектурного замысла комплекса Храма Христа Спасителя и главным архитектором является Михаил Посохин.
Торжественную церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, участие в мероприятии приняли министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский; председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион; Первый Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Истринский Арсений; епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергий; председатель Московской городской думы Алексей Шапошников; Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников.
С 1998 года в галерее Преображенской церкви располагался филиал Музея истории города Москвы — Музей Храма Христа Спасителя. Экспозиция была посвящена истории собора — его созданию, гибели и возрождению. В 2003 году при музее открылась выставка церковного искусства.
Сейчас, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выставка церковного искусства обретает новый формат и становится Патриаршим музеем, посетители которого смогут увидеть много уникальных предметов церковного искусства.
В состав экспозиции вошли, в частности, памятники церковного искусства V–ХХ веков, переданные в дар Предстоятелям Русской Православной Церкви — приснопамятному Патриарху Алексию II и Святейшему Патриарху Кириллу.
Экспонаты, представленные на выставке, демонстрируют многообразие христианской культуры разных стран, школ и направлений. Большая часть коллекции — иконы, разные по стилю, технике исполнения, времени написания, степени сохранности. Экспозиция дает представление об историческом и географическом аспектах развития иконописи как жанра церковного искусства. Памятники из Византии, Палестины, Малой Азии, Македонии, Сербии, Болгарии, Греции, Кипра, Италии, Грузии и Северной Европы соседствуют на выставке с русскими иконами Новгородской, Московской, Псковской, Строгановской школ.
По словам куратора выставки, клирика Храма Христа Спасителя протоиерея Георгия Мартынова, самые ранние памятники русской иконописи, представленные на выставке, относятся к XIV в. — это иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила.
Один из экспонатов выставки — египетский фаюмский портрет (техника и манера исполнения фаюмских портретов позволяет исследователям утверждать, что они стали, в некотором смысле, одним из прообразов древнейших произведений иконописи).
Среди экспонатов выставки — палестинская мозаика (V–VI вв.); византийская икона Рождества Христова (конец XIV – начало XV в.); литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии (V–XII вв.); потир (XII в.); редкий по иконографии образ святого великомученика Георгия Победоносца с «двойным чудом» (XVI в.); икона Богоматери Палестинской с Младенцем (Сиенская школа, XIV в.); икона огненного восхождения пророка Илии с житием святого (сер. XVI в.); редкое собрание минейных тонких икон-«таблеток» (XVI в.), представляющих собой изображения святых, размещенных на 12-ти двухсторонних иконах в соответствии с порядком церковного календаря.
Также представлен триптих, написанный Виктором Васнецовым для Всемирной выставки в Париже 1899 года.
По информации официального сайта Московского Патриархата