Доклад замглавы Минстроя России Юрия Рейльяна на Президиуме Общественного совета о Стратегии инновационного развития строительной отрасли

20 октября 2015
Новости

Уважаемые члены Президиума Общественного совета!

Проект Стратегии разработан в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы, созданной Минстроем России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ, НОПРИЗ), Российского союза строителей (РСС), институтов развития, заинтересованных учреждений и общественных организаций.

Стратегия носит системный и завершенный характер, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к документам государственного планирования в Российской Федерации.

Структура и состав Стратегии соответствуют требованиям, сути и смыслу актуальных документов государственного планирования, в том числе «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Для целей Стратегии используются два основных понятия. «Инновационное развитие» — преобразование всех областей экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Инновационное развитие предполагает реализацию национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ, проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры. «Строительная отрасль» — отрасль экономики (народного хозяйства) Российской Федерации, в которой объединены работы и услуги материального производства (производство строительных материалов и изделий, строительство зданий (в том числе разработка строительных проектов), строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и работы и услуги в непроизводственной сфере (деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа).

Стратегия составлена по блочному принципу. Состоит из следующих разделов:

  • Общие положения
  • Современное состояние и тенденции развития строительной отрасли в мире. Оценка конкурентоспособности продукции российского строительного комплекса
  • Современное состояние, тенденции развития, вызовы инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации
  • Цели, приоритеты и задачи инновационного развития строительной отрасли
  • Основные направления инновационного развития строительной отрасли, в том числе функциональные, регулирующие, формирование компетенций инновационной деятельности и академические
  • Сценарные варианты инновационного развития строительной отрасли
  • Целевые показатели, механизмы и ресурсы инновационного развития строительной отрасли
  • Этапы, сроки и планы мероприятий по реализации Стратегии на среднесрочный период
  • Основные финансово-экономические показатели реализации Стратегии
  • Оценка влияния инновационного развития строительной отрасли на основные показатели строительства и смежные отрасли хозяйства
  • Оценка объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Стратегии инновационного развития строительной отрасли
  • Результаты реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией инновационного развития строительной отрасли
  • Анализ и оценка рисков, влияющих на реализацию Стратегии инновационного развития строительной отрасли

Цель Стратегии — создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности.

Основная задача Стратегии — инновационное перевооружение строительной отрасли, формирование и синхронизация отраслевого инновационного цикла, в том числе в инновационном развитии функциональных блоков строительной отрасли (в качестве которых определены инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительные материалы, строительные технологии и техника, инженерные системы, интеллектуальные технологии, системотехника, организация и управление строительством); в области регулирования, где рассмотрены вопросы нормативно-правового (государственного и негосударственного) и нормативно-технического регулирования; в формировании компетенций инновационной деятельности и в науке, где внимание уделяется развитию образования, задачам обучения инновационному предпринимательству, формированию инновационного бизнеса, в том числе развитие таких инициатив у молодежи, построению системы и развитию кадрового потенциала эффективной науки, формированию необходимой инфраструктуры и территории инноваций, интеграции с мировой инновационной системой в строительстве.

Горизонт планирования Стратегии — 2016–2030 годы. Делится на следующие этапы:

I этап — 2016–2020 годы — мобилизационный период: разработка отраслевой федеральной целевой программы; запуск механизмов модернизации промышленности строительных материалов; инвентаризация и фокусировка ресурсов на драйверы инновационного развития и роста конкурентоспособности; устранение «узких мест» в техническом регулировании, в том числе на Евразийском пространстве; балансировка системы управления строительной отраслью в соответствии со стратегическими вызовами; формирование устойчивой федеральной инфраструктуры инноваций (в том числе развитие и полномасштабное использование ресурсов и механизмов Технологической платформы «Строительство и архитектура»; создание механизмов для масштабной реализации экспертных функций отраслевой государственной академии наук — РААСН, создание Государственного научного центра (ГНЦ) «Строительство» на базе НИЦ «Строительство», создание Отраслевого инновационного центра с участием заинтересованных учреждений, подведомственных Минстрою России, а также МГСУ, в перспективе (на втором этапе) — территориально распределенного, с центрами компетенций в регионах).

Соглашение о намерениях по созданию такого центра подписано Министром М. А. Менем, Министром образования и науки Д. В. Ливановым и ректором МГСУ А. А. Волковым 28 сентября 2015 года. Соглашением предусмотрена совместная (двумя ФОИВ’ами и МГСУ), не позднее 30 ноября 2015 года разработка «дорожной карты» по созданию центра.

Перестройка системы отраслевого профессионального образования в соответствие с современными и актуальными экономическими и организационными вызовами на базе ведущих отраслевых и опорных технических университетов.

Для целей контроля и координации планов реализации положений Стратегии предполагается создание на базе Минстроя России Центра управления инновационным развитием строительной отрасли для мониторинга и пооперационного контроля реализации задач Стратегии, коррекции Стратегии по отклонениям результатов, сценарному управлению. Полномочиями такого центра может быть наделено уполномоченное учреждение, подведомственное Минстрою России.

II этап — 2021–2025 годы — широкое внедрение инноваций: интенсивное инновационное развитие отрасли в области индустриального домостроения; выход на плановое решение проблем с ресурсосбережением и энергетической эффективностью; формирование механизмов гибкого реагирования системы управления на запросы государства, бизнеса, населения; масштабирование современных модернизированных производств; технологический прорыв в развитии российских строительных материалов и технологий; повышение экспортной ориентированности отрасли; формирование территориально распределенной сети региональных инновационных центров.

III этап — 2026–2030 годы — переход к развитию строительной отрасли на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости.

Для достижения результатов и решения задач Стратегии потребуется реализация целевых программ и обеспечивающих мероприятий непрограммного характера.

Предполагается формирование Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», предусматривающая следующие обеспечивающие мероприятия: развитие кадрового потенциала в строительной отрасли; формирование нормативной базы строительной отрасли, гармонизированной с международными стандартами; стимулирование роста инвестиций в отрасль; стимулирование спроса на инновационную продукцию отрасли; развитие инновационной инфраструктуры и содействие созданию системы трансфера разработок в строительной отрасли.

Целью ФЦП станет переход на инновационную модель развития строительной отрасли.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии предполагается в рамках финансового обеспечения мероприятий ФЦП за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Финансирование мероприятий ФЦП предполагается обеспечивать за счет целевых отчислений на инновационное развитие отрасли в размере до 0,4 процента от сметной стоимости строительства объектов капитального строительства всех строек Российской Федерации.

Планирование и контроль расходования целых отчислений осуществляется Минстроем России.

Сценарные варианты инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации предусматриваю два варианта: базовый (консервативный) и инновационный.

В условиях реализации инновационного сценария Стратегии совершенствование системы управления будет носить непрерывный характер, адаптирующийся к изменениям во внешней среде.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционных факторов развития и опирается на реализацию проектов создания современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.

Инновационный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления как для государства, так и для бизнеса.

Он связан с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы.

Инновационный сценарий предполагает ускоренное и сбалансированное развитие строительной отрасли, которое наряду с реализацией базового сценария, позволит обеспечить условия активного инновационного развития.

Основные целевые индикаторы и показатели Стратегии (для инновационного сценария развития):

  • увеличение доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации с 5,8% до 8%;
  • увеличение производительности труда в 2 раза по сравнению с 2015 годом;
  • увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг организаций строительной отрасли до 20% в 2030 году;
  • увеличение удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в строительной отрасли, в общем числе организаций отрасли до 15% в 2030 году;
  • увеличение затрат на технологические инновации в строительной отрасли за счет собственных средств организаций отрасли до 20% в 2030 году;
  • обеспечение темпа роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования до 10% в год.

Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии:

  • увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий строительной отрасли;
  • внедрение информационного прогнозного математического моделирования, энергетически эффективных и ресурсосберегающих технологий, что позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы на 30% и сократить стоимость коммунальных услуг для населения в среднем до 20% (по сравнению с 2015 годом);
  • увеличение занятости населения в строительном комплексе Российской Федерации более чем на 1 млн человек.

Проект Стратегии прошел стадию общественно-профессионального обсуждения. К настоящему моменту получен ряд замечаний и предложений редакционного и сутевого характера, часть из них нами уже учтена, часть будет учтена в итоговом документе.

В настоящее время проводится оценка объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Стратегии на указанный период и инициирован процесс согласования документа с заинтересованными ФОИВ’ами.

Мы предполагаем утвердить Стратегию до конца года и утвержденную Стратегию представить на Государственном совете по строительству, запланированному на первый квартал 2016 года.

Дополнительные новости...

13.05.2024

Президент РСПП Александр Шохин поблагодарил Анвара Шамузафарова за сотрудничество

Александр Шохин поблагодарил Анвара Шамузафарова за поддержку проведения межрегиональной конференции «Совершенствование технического регулирования в области промышленно-гражданского и транспортного строительства и меры государственной поддержки промышленности».