Уважаемые члены Президиума Общественного совета!
Проект Стратегии разработан в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы, созданной Минстроем России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ, НОПРИЗ), Российского союза строителей (РСС), институтов развития, заинтересованных учреждений и общественных организаций.
Стратегия носит системный и завершенный характер, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к документам государственного планирования в Российской Федерации.
Структура и состав Стратегии соответствуют требованиям, сути и смыслу актуальных документов государственного планирования, в том числе «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Для целей Стратегии используются два основных понятия. «Инновационное развитие» — преобразование всех областей экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Инновационное развитие предполагает реализацию национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ, проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры. «Строительная отрасль» — отрасль экономики (народного хозяйства) Российской Федерации, в которой объединены работы и услуги материального производства (производство строительных материалов и изделий, строительство зданий (в том числе разработка строительных проектов), строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и работы и услуги в непроизводственной сфере (деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа).
Стратегия составлена по блочному принципу. Состоит из следующих разделов:
- Общие положения
- Современное состояние и тенденции развития строительной отрасли в мире. Оценка конкурентоспособности продукции российского строительного комплекса
- Современное состояние, тенденции развития, вызовы инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации
- Цели, приоритеты и задачи инновационного развития строительной отрасли
- Основные направления инновационного развития строительной отрасли, в том числе функциональные, регулирующие, формирование компетенций инновационной деятельности и академические
- Сценарные варианты инновационного развития строительной отрасли
- Целевые показатели, механизмы и ресурсы инновационного развития строительной отрасли
- Этапы, сроки и планы мероприятий по реализации Стратегии на среднесрочный период
- Основные финансово-экономические показатели реализации Стратегии
- Оценка влияния инновационного развития строительной отрасли на основные показатели строительства и смежные отрасли хозяйства
- Оценка объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Стратегии инновационного развития строительной отрасли
- Результаты реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией инновационного развития строительной отрасли
- Анализ и оценка рисков, влияющих на реализацию Стратегии инновационного развития строительной отрасли
Цель Стратегии — создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности.
Основная задача Стратегии — инновационное перевооружение строительной отрасли, формирование и синхронизация отраслевого инновационного цикла, в том числе в инновационном развитии функциональных блоков строительной отрасли (в качестве которых определены инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительные материалы, строительные технологии и техника, инженерные системы, интеллектуальные технологии, системотехника, организация и управление строительством); в области регулирования, где рассмотрены вопросы нормативно-правового (государственного и негосударственного) и нормативно-технического регулирования; в формировании компетенций инновационной деятельности и в науке, где внимание уделяется развитию образования, задачам обучения инновационному предпринимательству, формированию инновационного бизнеса, в том числе развитие таких инициатив у молодежи, построению системы и развитию кадрового потенциала эффективной науки, формированию необходимой инфраструктуры и территории инноваций, интеграции с мировой инновационной системой в строительстве.
Горизонт планирования Стратегии — 2016–2030 годы. Делится на следующие этапы:
I этап — 2016–2020 годы — мобилизационный период: разработка отраслевой федеральной целевой программы; запуск механизмов модернизации промышленности строительных материалов; инвентаризация и фокусировка ресурсов на драйверы инновационного развития и роста конкурентоспособности; устранение «узких мест» в техническом регулировании, в том числе на Евразийском пространстве; балансировка системы управления строительной отраслью в соответствии со стратегическими вызовами; формирование устойчивой федеральной инфраструктуры инноваций (в том числе развитие и полномасштабное использование ресурсов и механизмов Технологической платформы «Строительство и архитектура»; создание механизмов для масштабной реализации экспертных функций отраслевой государственной академии наук — РААСН, создание Государственного научного центра (ГНЦ) «Строительство» на базе НИЦ «Строительство», создание Отраслевого инновационного центра с участием заинтересованных учреждений, подведомственных Минстрою России, а также МГСУ, в перспективе (на втором этапе) — территориально распределенного, с центрами компетенций в регионах).
Соглашение о намерениях по созданию такого центра подписано Министром М. А. Менем, Министром образования и науки Д. В. Ливановым и ректором МГСУ А. А. Волковым 28 сентября 2015 года. Соглашением предусмотрена совместная (двумя ФОИВ’ами и МГСУ), не позднее 30 ноября 2015 года разработка «дорожной карты» по созданию центра.
Перестройка системы отраслевого профессионального образования в соответствие с современными и актуальными экономическими и организационными вызовами на базе ведущих отраслевых и опорных технических университетов.
Для целей контроля и координации планов реализации положений Стратегии предполагается создание на базе Минстроя России Центра управления инновационным развитием строительной отрасли для мониторинга и пооперационного контроля реализации задач Стратегии, коррекции Стратегии по отклонениям результатов, сценарному управлению. Полномочиями такого центра может быть наделено уполномоченное учреждение, подведомственное Минстрою России.
II этап — 2021–2025 годы — широкое внедрение инноваций: интенсивное инновационное развитие отрасли в области индустриального домостроения; выход на плановое решение проблем с ресурсосбережением и энергетической эффективностью; формирование механизмов гибкого реагирования системы управления на запросы государства, бизнеса, населения; масштабирование современных модернизированных производств; технологический прорыв в развитии российских строительных материалов и технологий; повышение экспортной ориентированности отрасли; формирование территориально распределенной сети региональных инновационных центров.
III этап — 2026–2030 годы — переход к развитию строительной отрасли на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости.
Для достижения результатов и решения задач Стратегии потребуется реализация целевых программ и обеспечивающих мероприятий непрограммного характера.
Предполагается формирование Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», предусматривающая следующие обеспечивающие мероприятия: развитие кадрового потенциала в строительной отрасли; формирование нормативной базы строительной отрасли, гармонизированной с международными стандартами; стимулирование роста инвестиций в отрасль; стимулирование спроса на инновационную продукцию отрасли; развитие инновационной инфраструктуры и содействие созданию системы трансфера разработок в строительной отрасли.
Целью ФЦП станет переход на инновационную модель развития строительной отрасли.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предполагается в рамках финансового обеспечения мероприятий ФЦП за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий ФЦП предполагается обеспечивать за счет целевых отчислений на инновационное развитие отрасли в размере до 0,4 процента от сметной стоимости строительства объектов капитального строительства всех строек Российской Федерации.
Планирование и контроль расходования целых отчислений осуществляется Минстроем России.
Сценарные варианты инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации предусматриваю два варианта: базовый (консервативный) и инновационный.
В условиях реализации инновационного сценария Стратегии совершенствование системы управления будет носить непрерывный характер, адаптирующийся к изменениям во внешней среде.
Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционных факторов развития и опирается на реализацию проектов создания современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.
Инновационный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления как для государства, так и для бизнеса.
Он связан с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы.
Инновационный сценарий предполагает ускоренное и сбалансированное развитие строительной отрасли, которое наряду с реализацией базового сценария, позволит обеспечить условия активного инновационного развития.
Основные целевые индикаторы и показатели Стратегии (для инновационного сценария развития):
- увеличение доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации с 5,8% до 8%;
- увеличение производительности труда в 2 раза по сравнению с 2015 годом;
- увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг организаций строительной отрасли до 20% в 2030 году;
- увеличение удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в строительной отрасли, в общем числе организаций отрасли до 15% в 2030 году;
- увеличение затрат на технологические инновации в строительной отрасли за счет собственных средств организаций отрасли до 20% в 2030 году;
- обеспечение темпа роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования до 10% в год.
Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии:
- увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий строительной отрасли;
- внедрение информационного прогнозного математического моделирования, энергетически эффективных и ресурсосберегающих технологий, что позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы на 30% и сократить стоимость коммунальных услуг для населения в среднем до 20% (по сравнению с 2015 годом);
- увеличение занятости населения в строительном комплексе Российской Федерации более чем на 1 млн человек.
Проект Стратегии прошел стадию общественно-профессионального обсуждения. К настоящему моменту получен ряд замечаний и предложений редакционного и сутевого характера, часть из них нами уже учтена, часть будет учтена в итоговом документе.
В настоящее время проводится оценка объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Стратегии на указанный период и инициирован процесс согласования документа с заинтересованными ФОИВ’ами.
Мы предполагаем утвердить Стратегию до конца года и утвержденную Стратегию представить на Государственном совете по строительству, запланированному на первый квартал 2016 года.