Разъяснения НОПРИЗ о нарушении требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

15 октября 2015
Новости

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, рассмотрев поступившие в адрес саморегулируемых организаций письма от Межрегиональной Общественной Организации Потребителей «Межрегиональный центр по соблюдению прав потребителей» о нарушении требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон) подготовил следующее разъяснение.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей, а также вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей.

В соответствии с указанным законом, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, жалобы по вопросам трудовых отношений в Общественную Организацию Потребителей граждан, выступающих не как потребители, а работники, поданы в нарушение подведомственности рассмотрения трудовых споров, а письма/запросы МООП «МЦПП», которая является неуполномоченным лицом по рассмотрению данных споров, в саморегулируемые организации, являются неправомерными.

2. По вопросу получения согласия работников членов саморегулируемых организаций для обработки их персональных данных НОПРИЗ направил соответствующие запросы в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. При поступлении ответов руководителям саморегулируемых организаций НОПРИЗ будет сообщено дополнительно.

Однако следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6, а также части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъекта в случае, когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Таким образом, получение согласия на обработку персональных данных для соблюдения требований, предусмотренных статьей 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению НОПРИЗ, не требуется.

3. По вопросу судебной практики судов Северо-Западного федерального округа и заключения Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, которыми были даны разъяснения о том, что саморегулируемые организации не должны хранить документы, содержащие информацию о персональных данных, полученных в соответствии с частями 9–10 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сообщаем, что, по мнению НОПРИЗ, сделан неверный вывод о несостоятельности норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в части хранения документов и приоритете норм Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

На основании части 10 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, подлежат бессрочному хранению в саморегулируемой организации.

Кроме того, информация, содержащаяся в сведениях о членах саморегулируемых организаций, периодически предоставляется по запросам различных органов и третьих лиц. При отсутствии указанной информации основания для выдачи свидетельства о допуске не будут доказаны.

К тому же, указанная практика сложилась по заявлениям одного физического лица (Саенко Е. Б.) к работодателю — Ассоциации «СтройИндустрия» — по обжалованию внутренней инструкции организации и не подтверждена судами высших инстанций.

Учитывая спорную позицию, изложенную в решениях судов и заключении Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, от лица НОПРИЗ также подготовлены и направлены соответствующие запросы в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Дополнительные новости...

22.10.2024

Состоялся семинар для руководителей и бухгалтеров СРО Сибирского федерального округа

В ходе семинара финансовые специалисты саморегулируемых организаций Сибири проанализировали основные новеллы в сфере законодательного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в некоммерческих организациях, а также в градостроительном законодательстве в целом.