Общероссийская негосударственная
некоммерческая организация —
общероссийское межотраслевое
объединение работодателей

Публикации

СПК как залог успеха в деле повышения качества работ в отрасли

07.07.2020

Одним из приоритетных направлений деятельности Национального объединения изыскателей и проектировщиков является развитие системы профессиональных квалификаций. А в соответствии с нормами градостроительного законодательства, основными целями саморегулируемых организаций названы предупреждение причинения вреда, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования.

Совет с широкими полномочиями

С 2012 года в России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, формируется национальная система квалификаций. Основными институтами, обеспечивающими деятельность системы профессиональных квалификаций в нашей стране, являются советы по профессиональным квалификациям, ответственные, в том числе, за организацию независимой оценки квалификации по определенным видам профессиональной деятельности.

В сентябре 2019 года, решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, создан Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, который объединяет на своей площадке представителей профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии кадрового ресурса отрасли.

Основной задачей Совета является выстраивание современной отраслевой системы квалификаций, ориентированной на формирование у специалистов, занятых в сфере инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования компетенций, необходимых для эффективного решения задач экономического развития страны.

Для целей реализации полномочий Совета в области инженерно-геодезических изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования, а также организационно-методической поддержки развития системы квалификаций, в составе Аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков был создан Департамент развития квалификаций.

В основе — профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт на сегодняшний день является ядром национальной системы квалификаций. Это документ, который, в соответствии с положениями статьи 195.1 Трудового кодекса РФ, стал характеристикой квалификации специалиста, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Советом в 2020 году в рамках государственной программы «Кадры для цифровой экономики» с привлечением средств федерального бюджета ведется работа по актуализации 20 профессиональных стандартов. Следует отметить, что разработка документов на условиях софинансирования с федеральным бюджетом происходит впервые, что, несомненно, является положительным аспектом.

Профессиональные стандарты не только актуализируются, существует запрос на разработку новых профессиональных стандартов, например, к нам обратилась ФГУП «Роскартография» с просьбой поддержать разработку проектов профессиональных стандартов «Картограф», «Фотограмметрист», «Специалист в сфере высшей геодезии». Конечно же, мы возобновили разработку профессиональных стандартов для сферы инженерных изысканий в строительстве, плотно сотрудничая в этом вопросе с Комитетом по инженерным изысканиям НОПРИЗ, который возглавляет Владимир Пасканный.

Выполняя поручение Президента России

Исходя из этого анализа практических вопросов, стоящих перед отраслью, мы пришли к выводу о необходимости создания единой системы мониторинга и прогнозирования потребности в кадрах в разрезе конкретных квалификаций.

6 февраля 2020 года состоялось совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, на котором Президентом России Владимиром Путиным дано поручение, начиная с 2021 года, ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в региональных вузах. В рамках реализации этого полномочия у нас два проекта.

Первый проводится совместно с ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, также на условиях бюджетного софинансирования, посвящен формированию отраслевого раздела государственного информационного ресурса — справочника востребованных на рынке труда перспективных профессий.

Второй проводится совместно с АНО «Национальное агентство развития квалификации» (АНО «НАРК») при использовании инструмента — программного обеспечения, разработанного специально для проведения масштабных отраслевых опросов.

Будущее за системой оценки квалификации

В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, с 1 июля 2017 года на Национальное объединение изыскателей и проектировщиков возложена функция по ведению национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в который на настоящее время включены сведения о более чем 115 тысячах специалистов.

Для внесения в национальный реестр каждый специалист должен соответствовать требованиям, установленным частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе иметь высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, в соответствии с Перечнем, установленным Минстроем России, а также требованиями к общему трудовому стажу по профессии, специальности и направлению подготовки в области строительства — 10 лет и специальному — инженерному стажу — 3 года, а также повышению квалификации — раз в 5 лет.

Принимая во внимание опыт, полученный в процессе наполнения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в рамках действующих норм, не в полной мере проверяется профессиональный уровень компетенций специалистов. С целью повышения уровня квалификации специалистов, включаемых в национальный реестр, необходимо предусмотреть дополнительные меры по оценке их творческой и профессиональной деятельности.

В то же время, институт повышения квалификации как инструмент совершенствования компетенций себя не оправдал, поскольку возможные способы оценки качества реализуемых образовательными учреждениями программ не работают, доверие профессионального сообщества к системе дополнительного профессионального образования как инструменту формирования оценки квалификации утеряно.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона «О независимой оценке квалификации», с 1 июля 2019 года независимая оценка квалификации является добровольным и единственным способом подтверждения квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, если иной порядок не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации или иным нормативно-правовым актом.

Ключевой функцией Совета, согласно Федеральному закону «О независимой оценке квалификации», является организация проведения независимой оценки квалификации. В соответствии с положениями закона, Советом полностью сформирована инфраструктура для реализации полномочий, возложенных на него Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Внедрение независимой оценки квалификации как инструмента определения уровня компетенций физического лица, занятого в отрасли, будет способствовать развитию кадрового потенциала и недопущению в отрасль некомпетентных специалистов.

В сфере инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования уже функционируют 7 организаций, наделенных полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Вся информация относительно независимой оценки квалификации опубликована на официальных сайтах Совета и АНО «НАРК».

Развитие образовательных программ — дело общественное

Разумеется, чтобы появилась возможность оценивать специалистов и проводить независимую оценку квалификации, необходимо думать и о притоке новых кадров, о развитии многоступенчатой системы профессионального образования. Понятно, что в последнее время эти проблемы приобрели серьезный характер, и есть все основания говорить о переходе к кадровой модернизации, поэтому не лишним будет затронуть и этот вопрос.

Всем нам известно, что каждая новая работа — это своеобразное обновление нашей с вами профессиональной семьи. И рождение каждого нового специалиста — это тоже продолжение полновесного развития наших традиций дружной семьи российских проектировщиков и изыскателей. А потому задача оценки качества профессиональных образовательных программ со стороны рынка труда, будущих работодателей выпускников, в соответствии с 96-й статьей Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», должна решаться средствами специально установленной процедуры, также являющейся одной из основных функций Совета — профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В 2020 году порядка 40 процентов от всех реализуемых образовательной организацией программ среднего профессионального и высшего образования должны пройти процедуру профессионально-общественной аккредитации, что закреплено Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Приложение № 1).

Советом 19 декабря 2019 года были утверждены документы по проведению профессионально-общественной аккредитации, соответствующие нормам действующего законодательства Российской Федерации и рекомендациям Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Совет намерен направить усилия на развитие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Такая мера должна усилить влияние профессионального сообщества на образовательный процесс, повысить качество образования в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования в целом, дать развитие цифровым компетенциям.

В общем, Совет по профессиональным квалификациям — это наш с вами залог успеха. Это те наши стартовые позиции, которые позволят достигнуть поставленных целей.

Вестник НОПРИЗ. — № 2, апрель 2020 г с. 14–17