Общероссийская негосударственная
некоммерческая организация —
общероссийское межотраслевое
объединение работодателей

Интервью

«Как запроектировано — так и будет реализовано»

3 августа 2015

«Как запроектировано — так и будет реализовано»

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. Доля строительной отрасли в ВВП страны составляет около 10%. Об основных задачах инновационного развития отрасли рассказывает читателям «Российской газеты» президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), народный архитектор России, академик Михаил Посохин.

Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. Реализовать указанные задачи без внедрения инновационных технологий и материалов крайне затруднительно, а в ряде случаев и невозможно. Это целевые приоритеты всей экономики страны. В этом контексте государственных задач профессиональному сообществу необходимо выработать стратегию инновационного развития строительной отрасли.

Принципиальное решение о ее разработке принято Советом при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Во исполнение данного решения Минстрою России с участием национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере поручено подготовить проект стратегии инновационного развития строительной отрасли на период до 2030 года. В соответствии с законодательством такая стратегия должна рассматриваться в качестве отраслевого документа стратегического планирования, разработанного на федеральном уровне в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу.

Стратегия ориентирована на опережающее, а не догоняющее развитие отрасли. В этом заключается принципиально новый государственный подход к реформированию экономики страны.

Профессиональное сообщество изыскателей и проектировщиков исходит из того, что инновационная стратегия — это, прежде всего, выбор технологических и алгоритмических приоритетов и устранение препятствий для их ускоренной реализации.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков считает участие в разработке стратегии одним из основных приоритетов в своей деятельности. На сегодняшний день подготовлен достаточный объем соответствующих предложений, начался процесс их обсуждения в профессиональной среде.

Организованы и проводятся окружные конференции саморегулируемых организаций, на которых обсуждаются подходы к разработке стратегии и наполнения ее содержания.

Так, в середине июля 2015 г. на московской конференции обсуждались подходы к разработке стратегии совершенствования системы инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Обсуждению вопроса об инновационно-технологическом развитии промышленности строительных материалов было посвящено заседание Координационного совета по развитию проектно-строительной отрасли Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ».

Представители Национального объединения вошли в состав межведомственной рабочей группы Минстроя России.

Анализ предложений, поступивших в ходе обсуждения, позволяет сделать вывод о целесообразности блочного построения стратегии с выделением в ней внутриотраслевых стратегий инновационного развития, объединенных в два основных блока — функциональный и обеспечивающий. При этом в функциональный блок должны войти следующие стратегии: градостроительная политика, жилищно-гражданское строительство, промышленное и линейное строительство, изыскательская деятельность, архитектурно-строительное проектирование, промышленность строительных материалов. В Блок обеспечения инновационного развития отрасли вошли стратегии развития следующих направлений: системы технического регулирования, государственного регулирования, института саморегулирования, кадровой политики и архитектурно-строительной науки.

Взаимосвязанное функционирование обоих блоков даст максимальный импульс для развития строительной отрасли и экономики страны в целом.

В стратегии необходимо также предусмотреть векторы развития строительной отрасли. Один из таких векторов — задача дальнейшей модернизации жилищного строительства, так как оно является локомотивом отечественной экономики. Несколько цифр для сравнения: до 1991 года доля частного жилья составляла 27%, сейчас — около 86,5%. Покупка и приватизация жилья населением привела к резкому росту данного сегмента строительства, и, как следствие, — к самоокупаемости недвижимости и к самофинансированию строительства и приобретения жилья. При этом для дальнейшего развития жилищного строительства и решения жилищной проблемы в России ключевым направлением должно стать стимулирование дальнейшего вовлечения средств населения и других внебюджетных инвестиций в экономику отрасли.

Решить задачу увеличения объемов жилищного строительства невозможно без преобразования градостроительной среды жизнедеятельности человека до уровня, соответствующего современным достижениям.

Дефицит земельных участков для строительства и наличие административных барьеров — основные градостроительные проблемы, которые должны быть сняты целенаправленной работой главного регулятора управлением развития территорий за счет развития нормативно-правовой базы и технологий подготовки документов территориального планирования и градостроительного проектирования.

Сегодня Градостроительный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержательное наполнение процессов разработки этих документов и оставляет важнейший регулятивный блок — правила землепользования и застройки — без нормативного и технологического обеспечения. Необходимо сформировать рациональную по балансу назначения и площади территорий планировочную структуру и предложить отвечающие условиям застройки конкретного поселения местные нормативы градостроительного проектирования.

Этот шаг обеспечивается инновационными технологиями управления городским развитием. Крайне важно связать в единый регулятор планирование и проектирование, принять позицию, что именно от проектирования зависит конечный результат: как запроектировано, так и будет реализовано.

Важнейшим элементом градостроительной политики является генеральный план. В интервале расчетного горизонта на 20 лет должны быть запроектированы и приняты в генеральном плане: планировочная структура города, поселения, основными компонентами которой являются улично-дорожная сеть с коридорами линейной инфраструктуры; планировочные единицы — кварталы с предварительными участками межевания, входящие в районы, принадлежащие конкретным функциональным зонам; соотношение функциональных зон с суммарными абсолютными величинами их площадей, позволяющими разместить планируемое население с ожидаемым уровнем жилищной обеспеченности, развития социальной и экологической инфраструктуры, автомобилизации, прогнозируемым уровнем стоимости жилых единиц и плотности застройки.

В качестве еще одних векторов инновационного развития отрасли следует рассматривать вопросы совершенствования инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Совершенствованию этих важнейших составляющих строительной отрасли в последние годы уделялось недостаточное внимание. Внедрение в данные компоненты строительства инноваций в виде современных материалов и BIM-технологий (лазерного сканирования, информационного моделирования, автоматизации процессов, создания информационных фондов и пр.), возрождения на новой основе системы типового проектирования позволит обеспечить повышение производительности труда, качества проектирования и строительства, а также снижение совокупных затрат в процессе строительства и эксплуатации.

Инновационное развитие строительной отрасли невозможно без совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы строительства. В стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по систематическому анализу административных процедур и их оптимизации. В этой связи красной нитью стратегии, на наш взгляд, должно пройти введение стадийности проектирования, направленной на совершенствование требований к составу и содержанию разделов проектной документации на всех стадиях, в том числе на стадиях технико-экономического обоснования строительства и технологического проектирования.

Несколько слов о саморегулировании. Созданный 5 лет назад институт саморегулирования показал свою состоятельность. Степень востребованности задачи совершенствования института саморегулирования как составной части инновационного развития отрасли в профессиональном сообществе я определяю как абсолютную. Саморегулированию в строительстве сегодня даны значительные полномочия и права. Мы постоянно ведем диалог с властью (и власть нас слышит), участвуем в совершенствовании нормативной базы, способствуем внедрению новых технологий и повышению производительности труда, имеем права контролировать деятельность саморегулируемых организаций и их членов.

Только в период с 2010 по 2014 год саморегулируемое профессиональное сообщество профинансировало и приняло участие в разработке более 50% нормативов, регулирующих строительство. Пока в системе саморегулирования в проектировании еще не все гладко, а законодательство о саморегулировании требует дальнейшего развития как в сторону увеличения прав, так и в сторону повышения ответственности саморегулируемых организаций и их членов за результаты их деятельности. Здесь очень важно не «зарегулировать» саморегулирование, предельно сконцентрировав усилия всех участников процесса — федеральной и региональной властей, профессионального сообщества, и прежде всего разработчиков и инвесторов — на стратегическом перечне приоритетных целей и задач инновационного развития отрасли.

Стратегия ориентирована на междисциплинарный, межотраслевой поиск инновационных решений, в частности, в области градостроительства через синергию возможностей реализации различных многоуровневых задач.

Убежден, что проработка данных вопросов в тесной увязке с развитием системы саморегулирования, максимальным использованием имеющихся полномочий института саморегулирования и исполнением обязательств саморегулируемых организаций, создаст необходимый фон для повышения инновационного развития и инвестиционной привлекательности отрасли.

Газета «Московская перспектива» // № 28 (1073), 28 июля – 3 августа 2015. — С. 4