Для изыскателей и проектировщиков России год был трудным, но успешным

13 апреля 2017
Публикации

В конце апреля состоится IV Всероссийский съезд Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ). Будут подведены итоги и намечены контуры предстоящей работы. И хотя многого удалось добиться, одно можно сказать точно — простым для российских проектировщиков и изыскателей прошедший год не был. Не будет легким и нынешний…

Пожалуй, одним из главных факторов, который определил жизнь российских инженеров в 2016–2017 годах, стал даже не затянувшийся экономический кризис, а реформаторский зуд отечественных чиновников. По мановению свыше был принципиально переписан главный отраслевой документ — Градостроительный кодекс, который должен окончательно вступить в действие в новой редакции с 1 июля сего года. Особенно существенные изменения произошли в системе строительного саморегулирования. Должен появиться Национальный реестр специалистов, фонды обеспечения договорных обязательств и другие новшества. Увы, многие принципиально здравые идеи в руках наших законотворцев превратились в еще одну головную боль для российских строителей, проектировщиков и изыскателей. И это тоже тема для обсуждения на грядущем Съезде НОПРИЗ.

Победа интеграции

Так уж получилось, что в самой аббревиатуре НОПРИЗ слово «объединение» имеет двоякий смысл. С одной стороны, официальной, речь идет о едином органе, координирующем интересы проектных и изыскательских саморегулируемых организаций (СРО). С другой — можно увидеть намек на объединение под единой крышей проектировщиков и изыскателей, которые до 2014 года «жили порознь».

Необходимость этого была очевидной для любого беспристрастного эксперта, более-менее знакомого с проектно-изыскательской деятельностью. Размежевание на два Нацобъединения изначально получилось искусственным и принесло немало трудностей для оказавшихся в меньшинстве изыскателей.

Даже в финансовом плане ресурсы Национального объединения изыскателей (НОИЗ) были на порядок меньше чем у Национального объединения проектировщиков (НОП). Не сравнимы оказались организационные и административные ресурсы, что мешало изыскателем активно участвовать в законотворческих процессах и отстаивать свои интересы на федеральном уровне.

Процесс интеграции вызывал немалую озабоченность у самих изыскателей, которые боялись, что потеряют свое Нацобъединение и окажутся на положении бедных родственников. Свои возражения высказывали и представители крупных бизнес-структур, которые работали в области инженерных изысканий и имели свои виды на судьбу НОИЗ. И хотя процесс интеграции оказался длительным по времени и непростым по форме, результат превзошел все ожидания.

Изыскатели плавно интегрировались в единую структуру, сформированную на базе НОП, и смогли занять именно ту позицию, которая по праву принадлежит им на производстве, — младшего, но очень важного делового партнера, без которого результат совместной деятельности резко проигрывает по качеству и конкурентоспособности.

Достаточно сказать, что изыскательская проблематика отныне неизменно входит в повестку дня во всех программах и мероприятиях НОПРИЗ. Инженерным изысканиям стали уделять гораздо больше внимания и в Правительстве, и в Государственной Думе РФ. И этот результат можно оценивать как существенную общую победу изыскателей и проектировщиков.

Регионализация откладывается

Одним из главных положений уже упоминавшихся выше поправок в Градостроительный кодекс должна была стать так называемая регионализация строительного саморегулирования. Иными словами, изначально разработчики проекта закона декларировали для каждой строительной, проектной и изыскательской организации требование получать допуск СРО в своем регионе по месту регистрации. Идея авторов была в том, чтобы ликвидировать так называемые «коммерческие СРО», которые, фактически, занимались беззастенчивой продажей допусков в рассрочку и без всякого контроля. Однако проблемы, которые породила регионализация, зачастую превышали пользу от нее.

В частности, многие региональные СРО испытывали серьезные проблемы с сохранностью собственных компенсационных фондов и могли быть в любой момент лишены статуса саморегулируемых организаций. В других субъектах директора СРО, почувствовав себя монополистами, стали выдвигать дополнительные и крайне обременительные требования, отказаться от выполнения которых и уйти в другое партнерство строители теперь уже не могли.

НОПРИЗ выступил резко против этого положения и смог донести свою позицию до Министерства строительства и ЖКХ РФ. На одном из совещаний с участием руководства Минстроя представители Национального объединения отметили, что формирование СРО вокруг нескольких крупных предприятий, выполняющих весь комплекс инженерно-строительных изысканий и расположенных в различных регионах и даже федеральных округах, как раз и было главной особенностью на этапе создании системы саморегулирования в сфере инженерных изысканий. Причем сделано это было совершенно сознательно — в целях концентрации профессионального опыта, выработки единой политики в вопросах выполнения инженерных изысканий, создания более благоприятных возможностей для совместной разработки и внедрения в производство нового оборудования и передовых технологий, повышения уровня профессионального образования. В результате в СРО образовались центры профессиональной компетенции, которые способствуют дальнейшему развитию всей отрасли. В случае введения принципа регионализации эти центры будут разрушены.

Были приведены конкретные примеры таких крупных изыскательских структур, для которых введение принципа регионализации станет болезненным и дорогостоящим препятствием в работе. Аргумент о сформированных и работающих центрах компетенции в сфере инженерных изысканий произвел достаточно сильное впечатление на руководство Минстроя, потому что именно после того совещания в законопроект были внесены правки, которых так долго добивалось руководство НОПРИЗ.

Таким образом, изыскательские и проектные СРО получили бонус в виде отмены регионализации. Их коллеги из строительных партнерств отстоять свою позицию не смогли и столкнулись со всеми «прелестями» регионализации, выразившимися в отменах допусков, миграцией строительных компаний и СРО по стране и зачастую с необходимостью еще раз собирать деньги на новый компфонд. Это — вторая победа, которую за прошедший год может записать себе в актив НОПРИЗ.

Дела финансовые

Больной темой для многих СРО, как проектных и изыскательских, так и строительных, стала сохранность компенсационных фондов. Речь идет о средствах, вносимых всеми членами партнерства, из которых будут производиться выплаты в предусмотренных законом случаях. До того момента они являются неприкосновенными, и все, что с ними можно сделать, — положить на депозит в банк и смотреть, как набегают проценты. Однако экономический кризис и политика санации в банковском секторе, привели к тому, что многие кредитные учреждения страны потеряли лицензию и обанкротились. Деньги строителей, проектировщиков и изыскателей зависли в конкурсной массе должников.

Для того, чтоб поправить дело, Правительство подготовило перечень уполномоченных банков, в которых можно открывать спецсчета для размещения фондов. Речь идет о десятке крупнейших финансовых учреждений, которым кризис, по идее, должен быть не страшен. Однако мера эта, вполне разумная, к сожалению, запоздала. Многим партнерствам, потерявшим деньги в банкротных банках, пришлось вторично собирать целевые взносы со своих членов, что, разумеется, ни у кого не вызвало особой радости.

Проблемы с компенсационными фондами СРО существуют и в НОПРИЗ, и в НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей). Однако ситуация у проектировщиков и изыскателей несравнимо лучше, чем у их коллег-строителей. Из 230-ти саморегулируемых организаций, входящих в НОПРИЗ, 216 уведомили Национальное объединение о полном или частичном размещении средств компенсационных фондов на предусмотренных 372-ФЗ специальных счетах. Из них только 124 СРО (103 проектных и 21 изыскательская) уведомили о размещении на специальном банковском счете 100 процентов средств своих компенсационных фондов. Общая сумма средств, которая размещена на таких счетах, составляет около 9,3 миллиарда рублей. По расчетам специалистов Аппарата НОПРИЗ, общий размер компенсационных фондов изыскательских и проектных СРО должен составлять более 21 миллиарда рублей. То есть работа предстоит еще серьезная. Однако главный плюс по сравнению со строителями — нет необходимости в переводе компфондов в связи с переходом части членов в региональные СРО. А значит, руководство этих партнерств может спокойно без лишней чехарды, решить финансовые вопросы до прописанного в законе срока 1 октября.

Планы и перспективы

Одна из главных тем, которые находятся на повестке дня НОПРИЗ сегодня, это запуск Национального реестра специалистов (НРС). Согласно установленным требованиям 372-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2017 года, проектно-изыскательская документация, подаваемая в органы экспертизы, должна быть заверена подписями двух специалистов (ГИП и/или ГАП), которые состоят в данном реестре. Это ставит проектировщиков в жесткие рамки, так как в противном случае проекты не будут приниматься.

Регламент по заполнению НРС достаточно сложный. Он предусматривает большой пакет документов, подтверждающих образование, стаж и опыт работы кандидата. Кроме того, срок от момента подачи до включения сведений в Реестр составляет всего 14 дней.

Принимая во внимание эти временные факторы, а также тот факт, что Национальный реестр специалистов должен сформироваться и начать действовать с 1 июля 2017 года, Нацобъединением было принято решение о необязательном предоставлении нотариально заверенных копий указанных документов.

Кроме этого, в НОПРИЗ уже разработано и готовится к действию в режиме тестирования программное обеспечение для формирования и ведения Национального реестра специалистов, куда должны будут войти по два представителя примерно от 60 тысяч проектных и изыскательских российских организаций. Объем работы большой, а учитывая сроки — очень сложный в исполнении. Поэтому, как только приказ Минстроя вступит в силу, начнется заполнение Реестра, чтобы не допустить приостановки деятельности отрасли.

Остается добавить, что наряду с решением задач, поставленных новым законодательством, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей продолжает оказывать методическую помощь и ведет работу по созданию нормативно-технической документации, альбомов типовых проектных решений, а также профессиональных стандартов.

«Аргументы недели» // № 14 (556) от 13 апреля 2017 г.