Четыре проблемы строительной отрасли

14 Марта 2016
Публикации

Четыре проблемы строительной отрасли

В Красноярске недавно завершила работу научно-практическая конференция на тему «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации». В ней приняли участие представители власти, общественных и научных объединений, строительных компаний, а также саморегулируемых организаций в сфере строительства. Всего, по данным организаторов, присутствовали 225 человек. Конференция стала очередным этапом в подготовке к важнейшему событию в жизни отрасли — заседанию Госсовета, выводы которого будут представлены президенту страны. Именно на их основе будет сформирована политика государства в отношении российского строительного комплекса на многие годы вперед.

Красноярск вовсе не случайно стал на несколько дней центром строительной жизни страны. Губернатор края Виктор Толоконский возглавляет рабочую группу по подготовке к Госсовету, и ему на правах хозяина принадлежало приветственное слово. Стоит отметить, что глава региона не стал ходить вокруг да около и сразу же перешел к проблемам отрасли, которые предстоит решить. Среди таковых он назвал нехватку профессиональных кадров, качество проектирования, неэффективные нормы и СНиПы, проблемы технического регулирования.

Отдельно шла речь о необходимости совершенствования механизма государственной поддержки отрасли и стимулирования спроса на проектную и строительную продукцию, а также сложных внешних условиях для инвестиционных вложений. Но, несмотря на многочисленные проблемы и задачи, строительному сообществу предстоит принять активное участие в их разрешении и приложить все усилия для улучшения сложившихся условий. «Все равно никто, кроме нас, эту систему не переделает, не усовершенствует. Нам надо это делать, и чем быстрее сделаем, тем лучше, потому что все развитие страны будет опираться на мощный, современный строительный комплекс России», — отметил губернатор.

Малоизвестная, но важная структура

Особая роль в деле предстоящего преобразования строительной отрасли отводится системе саморегулирования. К сожалению, сегодня строительные СРО переживают не лучший этап своего существования. Широкой массе об их деятельности практически ничего не известно, а в кругах специалистов отношение к некоммерческим партнёрствам, зачастую весьма скептическое. Считается, что обыкновенно их вклад в общее дело ограничивается выдачей допусков и сбором членских взносов со строителей. Однако это не вполне так. За шесть лет существования системы строительного саморегулирования было сделано немало полезных наработок, и саморегуляторам есть что предложить к предстоящему Госсовету. Вот и Виктор Толоконский особо отметил необходимость совершенствования института саморегулирования. По его словам, сегодня в этом секторе отмечается достаточное количество проблем, которые требуют разрешения в самих профессиональных сообществах и саморегулируемых организациях, чтобы это регулирование было эффективным и гарантировало обществу и государству высокое качество проектных решений и строительной деятельности.

С этим мнением солидарен и заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Хамит Мавлияров. Говоря о развитии саморегулирования, замглавы Минстроя подчеркнул, что институт саморегулирования в строительстве состоялся, это «живой организм», но теперь стоит серьезная задача по его совершенствованию. Для этого необходимо выстроить совместную работу государства и профессионального сообщества таким образом, чтобы все недостатки системы сгладились и устранились.

Подводя первые итоги работы института саморегулирования в строительной сфере можно выделить следующие позитивные моменты:

– распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, которая определила основные направления нашего развития на ближайшие годы, тем самым подтвердив перспективность саморегулирования в строительной отрасли;

– создана система непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании законодательства о градостроительной деятельности и документов технического регулирования и профессионального обсуждения отраслевых проблем как на федеральном и региональных уровнях государственного управления, так и в общественных организациях. Только за период с 2010 по 2015 годы профессиональным сообществом выделено свыше 770 миллионов рублей на разработку документов технического регулирования и совершенствование отраслевого законодательства, при том что за 2010–2014 годы из федерального бюджета было выделено лишь 128 миллионов рублей;

– формируется система переподготовки и аттестации руководителей и работников предприятий строительной сферы;

– сформирован единый реестр строительных, изыскательских и проектных организаций, позволяющий потребителям услуг проверить их статус. В саморегулируемых организациях реализуется принцип информационной открытости о деятельности СРО и их членов;

– на площадках Национальных объединений и СРО получила широкое распространение практика проведения конкурсов профессионального мастерства, творческих конкурсов архитекторов и проектировщиков. Например, в конкурсе, проведенном Национальным объединением проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), на лучший инновационный проект в 2015 году приняло участие более 250-ти проектных организаций из всех федеральных округов, число заявок, допущенных к участию в 13-ти номинациях достигло 174-х.

Задел есть. Что дальше?

В начале года в НОПРИЗ была создана рабочая группа, своего рода оперативный штаб, основной задачей которого стал сбор и анализ предложений профессионального сообщества. Особенное внимание было уделено регионам. Удалось получить информацию о положении дел от специалистов отрасли из Владивостока, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Краснодара. Звучит критика, звучат предложения, звучат конструктивный и не очень анализ той ситуации, в которой находится сегодня не только проектный и изыскательский мир страны, но и весь строительный комплекс. Руководство Национального объединения обещает сделать все, чтобы этот голос профессионалов был услышан властью.

На встрече в Красноярске глава НОПРИЗ Михаил Посохин заявил, что сложившаяся на сегодня практика, когда законодательные акты принимаются без участия профессионального (в том числе, проектно-изыскательского) сообщества, может привести к непоправимым последствиям.

В частности, он обратил внимание собравшихся, что в нынешний переходный период и с учетом сложной ситуации в стране слишком велики соблазны принятия «простых» решений, которые в итоге нанесут ущерб отрасли.

«Ситуация такова, что сегодня индивидуальная содержательная мысль, которая объединяет людей в профессиональное сообщество Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, сконцентрирована именно в этих организациях, — подчеркнул Михаил Посохин. — И это соответствует развитию — социально-экономическому и политическому — нашего общества. Непонимание этого вопроса, возврат к диктатуре со стороны того или иного ведомства могут привести к непредсказуемым результатам».

Что мешает строителю?

По мнению экспертов НОПРИЗ, в настоящее время существует четыре главных проблемы, которые стоят перед строительным комплексом страны.

Во-первых, это несоответствие основных направлений государственной градостроительной политики запросам общества. Доля земель, отведенных под застройку в населенных пунктах, составляет лишь 17,8% от общей площади поселений, а в развитых странах данное соотношение в разы больше. Отсюда — постоянный дефицит земель для строительства. Для частичного решения этой проблемы потребуется значительное увеличение земель застройки, прежде всего в составе жилых функциональных зон на 2,0–2,5 миллиона гектаров.

Во-вторых, необходимость совершенствования регуляторной деятельности в сфере строительства. Сегодня доля государственного финансирования в строительстве составляет 17–20%, однако государство продолжает осуществлять в полном объеме регулирование всех направлений строительной деятельности. Было бы разумным ограничить долю госрегулирования до 20%, дав больше полномочий профессиональному сообществу.

В-третьих, необходимо перейти к интегральной оценке затрат в строительной сфере исходя из стоимости всего жизненного цикла объектов капитального строительства. Сложившаяся в настоящее время система оценки эффективности результатов строительства, основанная на оценке каждого этапа жизненного цикла объекта капитального строительства в отдельности, не позволяет адекватно оценить совокупные затраты всех этапов. Сегодня, по оценкам специалистов, на строительство, включая изыскания и проектирование, расходуется около 20%, а на эксплуатацию объектов — все 80%.

Наконец, четвертой проблемой, о которой уже сказано очень много, но до решения еще далеко, является дефицит квалифицированных кадров.

По мнению экспертов НОПРИЗ, за государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности в строительстве и частично надзорные функции. При этом необходимо постепенное привлечение профессионального сообщества к участию в регулировании, совершенствовании нормативной базы, систем надзора, контроля и оценки соответствия, основываясь и реализуя тем самым принципы самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморазвития и саморегулирования.

«Аргументы Недели» // № 9 (500) от 11 марта 2016 г.